КАТА
             Ката в каратэдо Сито-рю

Сито-рю обладает самым большим арсеналом приемов, основная часть которых заключена в ката. Ката - это основа основ каратэдо. Ката необходимы для передачи знаний в неизмененном виде от учителя к ученику, из поколения в поколение.

Ката включает в себя технику защиты (богёвадза), ударов руками (цукивадза) и ногами (керивадза), а также бросковую технику (нагэвадза) и болевые приёмы (гъякувадза). Для освоения ката важна правильная базовая техника (кихон). В противном случае, умелое выполнение ката невозможно. Нужно правильно понимать смысл техники, собранной в ката.  Даже запомнив последовательность движений в ката, но не понимая роли каждого движения, правильно выполнить ката невозможно.

Ката выполняется поодиночке, но нужно всегда помнить о том, что перед вами находится противник, применяющий приёмы нападения и защиты. Без этого, реального, живого ката не получится. Ката - это не гимнастическое упражнение. Это боевое искусство, в основе которого лежит упорная самооборона. Не следует прикладывать излишнюю силу и делать слишком широкие движения при выполнении ката.

При исполнении ката необходимо: соблюдать правильную последовательность движений, ритм, перемещаться из стойки в стойку при устойчивости центра тяжести, контролировать дыхание, регулировать усилия и др. Раньше одно ката осваивали в течение трёх лет при ежедневных тренировках. Если делать 10 раз в день, то в сумме получается больше 10000 раз. При такой тренировке движения тела становятся естественными. Необходимо совершенно правильно выполнять движения.

Многократно повторяя ошибочную технику, усваивается неправильный стереотип. Гораздо быстрее осваивается ката, если делать его по 10-20 раз правильно, чем 100-200 раз неправильно. Издавна существует выражение - Дзирииттай. Очень важно теоретически поняв как нужно делать правильно, закрепить технику практически. Именно через теоретические и практические занятия осваивается правильное каратэдо.

В Сито-рю ката делятся на группы по именам наставников, которые их преподавали. Соответственно, выделяются ката Итосу-ха - переданные сэнсэем Итосу Анко;
Хигаонна-ха - переданные Хигаонна Канрё;
Мацумура-ха - восходящие к Мацумура Сокон;
Арагаки-ха - переданные Арагаки Сэйсё; Мацумора-ха - восходящие к Мацумора Косаку;
Мабуни Кэнва-ха - разработанные самим Мабуни Кэнва;
Го Кэнки-ха - переданные китайским мастером У Сяньгуем (яп. Го Кэнки);
Тятан Яра-ха - восходящие к мастеру Тятан Яра;
Исиминэ-ха - восходящие к наставнику Исиминэ-пэйтин.
Всего их свыше 50, их названия по группам перечислены в таблице:
 
Итосу-ха
Пинъан сёдан, Пинъан нидан, Пинъан сандан, Пинъан ёдан, Пинъан годан, Найфанти (Найфантин, Найханти) сёдан, Найфанти нидан, Найфанти сандан, Бассай дай, Бассай сё, Косокун дай, Косокун сё, Сихо Косокун, Дзиттэ, Дзион, Дзиин, Вансю, Рохай сёдан, Рохай нидан, Рохай сандан, Тинто, Тинтэй, Годзюсихо (23 ката)
Хигаонна-ха
Сантин, Тэнсё, Сэйэнтин, Сэпай, Сайфа, Сэйсан, Курурунфа, Сисотин, Сансэру, Супаримпэй (10 ката)
Мацумура-ха
Бассай, Сэйсян (Сэсан) (2 ката)
Арагаки-ха
Нисэйси, Сотин, Унсю (3 ката)
Мацумора-ха
Бассай (Томари Бассай), Ванкан, Рохай (Томари Рохай) (3 ката)
Мабуни Кэнва-ха
Мэйсэй, Аояги, Синсэй, Дзюроку, Мацукадзэ, Симпа (6 ката)
Го Кэнки-ха
Папурэн, Нипайпо (2 ката)
Тятан Яра-ха
Тятан Яра Кусянку (1 ката)
Исиминэ-ха
Исиминэ Бассай (1 ката)
В Сито-рю за основу взяты ката двух направлений - Итосуха и Хигаоннаха, которые изучаются в своём первоначальном виде со всеми традициями и особенностями.
Таким образом, ката этих направлений не являются результатом их смешивания и не являются вновь созданными. Даже ката одного стиля, имеющие одинаковые названия, имеют множество отличий, которые вносились последователями в течение длительного времени, однако нельзя сказать, что особенности каждого последователя внесли принципиальные изменения. В ката есть понятие Эмбусэн. Это линии, по которым осуществляются перемещения в ката. В зависимости от ката существует множество типов Эмбусен: наступательные и отступательные движения вперед-назад, в стороны, I-образные ката, Т-образные ката, а также более сложные типы Эмбусэн.
Бункай-кумитэ

Ката подобен книге, прочесть и понять смысл которой можно только зная бункай-кумитэ. Бункай в переводе с японского означает анализ. Это практическое применение каждого движения ката. Таким образом, ката и бункай-кумитэ неразрывно связаны друг с другом, следовательно, изучать ката без бункай-кумитэ не имеет смысла.
Часто мне приходится слышать от учеников: «... и я вдруг осознал(а) что, занимаясь каратэдо несколько лет, не могу дать достойное сопротивление кучке хулиганов, не имеющих ни малейшего  представления о боевых искусствах». Чтобы не попасть в такую ситуацию необходимо изменить свое отношение к тренировке бункай-кумитэ. Тренировать бункай-кумитэ нужно также часто, как и тренировать ката. Отрабатывая на тренировках бункай-кумитэ с партнером или партнерами, нужно обратить внимание на ряд особо важных моментов.
Недопустимо формальное выполнение атаки, когда сэмэтэ (атакующий) делает удар или захват не в полную силу или намеренно бьет мимо цели. И сэмэтэ, и укэтэ в пустую тратят время, т.к. невозможно приобрести способность атаковать и защищаться при таких условиях. Атакующий зачастую считает, что в бункай тренируется только защищающийся. Это заблуждение, т. к. сэмэтэ учится, прежде всего, правильно подбирать дистанцию для атаки и время. Атаку нужно выполнять стремительно и внезапно, пытаясь поразить уязвимое место укэтэ (защищающегося). Необходимо присутствие хотя бы минимального риска для защищающегося. Только тогда тренировка приобретает практическое значение.
Исходное положение должно соответствовать каждой конкретной ситуации. Укэтэ (защищающийся) не должен быть полностью закрытым для атаки, т. е. стойка, положение рук, дистанция не должны препятствовать началу атаки сэмэтэ (атакующего). Например, положение рук гэданкамаэ провоцирует атаку тюдан, дзёдандзуки или гэри, положение рук чуть выше, чем дзёданкамаэ (кулак на уровне своих глаз) - тюдандзуки или тюдангэри.
В любой момент времени нужно сохранять контроль над действиями партнера (дзансин). Смотреть нужно всегда в глаза условному противнику, ибо даже кратковременное отведение глаз может повлечь за собой поражение. Мэцукэ (взгляд в глаза) позволяет угадывать намерения партнера. Мэцукэ нужно сохранять не только во время схватки но и после, наблюдая за действиями противника.
Когда вы впервые попробуете тренироваться, соблюдая эти условия, у вас, вероятнее всего, возникнет чувство того, что защита уже не удается вам с такой же легкостью, как раньше, а требует приложения немалых усилий. Отработка  бункай-кумитэ должна идти также, как отработка кихон-кумитэ (упражнений для спарринга) в плане скорости и силы.
Тренировать бункай нужно до тех пор, пока не станет возможным его практическое применение как в свободном спарринге (дзию-кумитэ), так и в реальной ситуации.
Только правильная тренировка бункай-кумитэ позволяет, помимо практических навыков, развить необходимые для каждого каратэиста качества, такие как уверенность в своих силах, решительность действий и отважность.

КИАЙ

На Востоке, тактическое значение крика, на результат боя, никогда не было недооценено. В частности в Тибете и в Японии эта техника была усовершенствована в древние времена до уровня искусства. Специфика этого явления заключается не в звуке как в таковом, а в проведении энергии к предполагаемой цели через звук, посредством человеческого голоса. Киай охватывает концепции гармонии духа и энергии, подразумевает смешение таких факторов, которые определяют полную индивидуальность воина, то есть его физические и духовные возможности. Таким образом, данная комбинация означает, что человек более сильный по этим понятиям может управлять более слабым.


В одном историческом придании, упоминается самурай, который проходя через лес, был окружен стаей волков. У него было бесстрастное и уверенное выражение лица, прямая походка, его спокойствие и одновременно готовность к действию в любой момент, нейтрализовали агрессивность животных, которые замерли на своих местах, в то время как он благополучно прошел между ними. В другом повествовании, рассказывается о людях, которые в похожей ситуации входили в состояние оцепенения от переполняющего их страха. Эти исторические примеры, ясно показывают важность развития силы духа и энергии в будзютсу (боевых искусствах) и киай в частности. Требовались длительные годы обучения, для совершенствования первоначального запаса энергии в хара (точка в трех сантиметрах ниже пупка), который позволял будоке парализовать, убивать, отражать нападение или спасать жизнь другого воина.


Коротко, можно сказать, что киай - это централизация энергии каналов живота , скоординированная и направленная к цели. На самых высоких уровнях, действие крика не зависело от громкости и длительности звука, эффект был в особенности тона и вибрации голоса в сочетании с развитием внутренних и внешних возможностей воина. Практика киай влияет на укрепление области танден (часть брюшной полости в районе хара), а также является важным фактором в развитии мужества, отваги и таинственной силы, которой, по преданию обладали настоящие мастера будзютсу.